Идеальный тип личности

bur174 Идеальный тип личностиЛюбая нормативно-регулятивная система в различных ее социальных и исторических модификациях имеет свой типовой образ человека, мыслимый иногда очень конкретно. Мы можем, например, сказать, какой идеальный тип личности создается нормами римского и примыкающего к нему буржуазного частного права: это расчетливый, хороший хозяин, не любящий упускать выгоды, но и не стремящийся получить ее нечестным путем; это добрый семьянин, но не чуждый обыкновения вносить денежные расчеты в семейные связи; это опекун и куратор по отношению к бедным родственникам, но не забывающий вознаграждать себя за эти заботы и т. д. Образ человека в системах морали, может быть, более возвышен и благороден, наделен большей суммой положительных качеств, чем образ человека в праве. Но если взять мораль и право одного общества, одного господствующего класса, то речь может идти лишь о нюансах одного и того же образа человека, заключающего самую общую информацию, сумму типологизированных черт личности данной эпохи. Мир социальных норм так устроен, что при входе в него человек стряхивает с себя все особенное, специальное, только ему присущее, будь оно прекрасным или отвратительным, добрым или злым. Но от этого сам он, как живая личность, не становится бессодержательным и плоским, потому что качество субъекта нормативного поведения не подменяет его индивидуальность, оно, напротив, служит средством обретения этой индивидуальности в процессах реального общения человека с другими людьми.

То, что формальная справедливость направлена на равенство типичных, а не индивидуальных явлений, вовсе не означает насилия над полнотой и богатством жизни, как некогда представлял это себе Г. Радбрух. Давно замечено, что формальная справедливость и формальное равенство сами по себе ничего в жизни не разрушают и не создают, могут уживаться с любыми практическими тенденциями общественной жизни. Формальное правовое равенство в буржуазном обществе несколькр веков мирно сосуществует с громадными социальными неравенствами, которые продолжают расти. Создается впечатление, что данный нормативный институт скользит по поверхности жизни и не затрагивает ее глубин. Дело в том, что формальная справедливость и формальное равенство, образно говоря, не снабжены собственным мотором, который приводил бы их в движение. Буржуазия не смогла и не захотела найти действенный способ включения формального правового равенства в систему общественных институтов, работающих в направлении выравнивания или хотя бы минимизации социальных неравенств. Установить формальную справедливость и формальное равенство — это минимум того, что нужно сделать для претворения идей справедливости и равенства в жизнь.

googlebuzz Идеальный тип личности
googleplus Идеальный тип личности
livejournal Идеальный тип личности
mailru Идеальный тип личности
odnoklassniki Идеальный тип личности
yandex Идеальный тип личности
bur32 bur09 bur11 bur12

© 2013. Все права защищены.