Проблемы справедливости

bur160 Проблемы справедливостиТребование «живи честно» носит характер всеобщей моральной заповеди и выходит за рамки обсуждения проблемы справедливости как добродетели. Но в той части, в какой оно входит в эти рамки, призыв к честной жизни является чрезвычайно важным для определения нравственной природы справедливого поведения человека. Каким бы ограниченным ни был или ни казался подход к изучению справедливости в качестве субъективированной категории, обозначающей душевное, психическое свойство индивида, он оправдан и полезен, если позволяет крупным планом показать, как в сознании и психике человека рождается воля, желание быть справедливым. Разработка проблемы честности во взаимодействиях людей могла бы, на наш взгляд, стать большим (возможно, самым значительным) вкладом философии морали в общесоциологическую теорию справедливости.

Без честности, ярко выраженной внутренней готовности индивида исполнять единые и всеобщие социальные нормы, немыслим акт справедливого поведения. Честным человеком обычно называют того, кто говорит другим правду, делает ее основой всех своих поступков, отстаивает истину в том виде, в каком сам ее понимает. Такой человек несет людям неискаженную информацию о себе, что очень важно в процессе межчеловеческого общения. Кант определял честность как противоположность лживости, преднамеренному извращению истины, величайшему нарушению долга человека перед самим собой как моральным существом . Отсюда следует, что честность может быть представлена как верность индивида своему моральному долгу в его абстрактном понимании и взятому в простом, житейском смысле (верность слову, обязательству, соглашению). В широком понимании честность — это правдивость индивида в его словах и поступках, а в специальном аспекте, который как бы развернут на понятие справедливости, она означает верность человека однажды взятому на себя обязательству выполнить или сделать что-то, чувство связанности словом, обещанием, ожиданиями других людей. Здесь соединяются, перекрещиваются долг, совесть, ответственность, личное достоинство и альтруизм, формируя в психике индивида новое по своему нравственному качеств ву чувство честности. Поскольку значение последнего действительно для всей сферы морали, остается проблематичным вопрос, вправе ли мы считать всякий честный поступок одновременно и справедливым, но зато вполне определенно можно утверждать, что справедливым является только честное поведение. Честность, таким образом, есть необходимая гарантия справедливости на уровне индивидуального сознания и психики.

googlebuzz Проблемы справедливости
googleplus Проблемы справедливости
livejournal Проблемы справедливости
mailru Проблемы справедливости
odnoklassniki Проблемы справедливости
yandex Проблемы справедливости
bur12 bur32 bur09 bur11

© 2013. Все права защищены.