Формальная справедливость

bur156 Формальная справедливостьНаш краткий анализ способов формализации понятия справедливости в теориях Г. Кельзена и Г. Радбру — ха, ставших сегодня уже почти классическими в буржуазно-либеральной правовой идеологии, подводит к мысли, объясняющей причины того явления, что формальная справедливость начиная со второй половины XIX в. и на протяжении всего XX в. заняла ведущее место в нормативной философии западных стран, практически вытеснив или по крайней мере отодвинув на второй план поиски содержательных критериев этого понятия. Естественно-правовые доктрины, имевшие огромное историческое значение для формирования современной западной философии морали и права, исходили и по сей день исходят из понимания справедливости как субстанциального естественного закона или трактуемого в духе Фомы Аквинского рационалистического правила, из которого позитивный, создаваемый людьми закон получает свою форму и содержание, так же как и свое оправдание. Закон государства, если он в своем содержании не воплотил естественные императивы, является несправедливым, следовательно, как единодушно утверждали все сторонники идеи естественного права, ничтожным. Произвол и деспотизм не должны прикрываться формой закона, которая сама по себе ничего не значит перед высшим судом разума, знающего, что является справедливым, а что — нет. Несправедливое социальное содержание делает ничтожной юридическую форму.

Эти идеи прекрасно работали на буржуазию в период ее антифеодальной борьбы, но, когда она сама стала господствующим классом, получив возможность вкладывать в нормативные системы общества свою волю и обеспечивать ее реализацию различными мерами вплоть до государственно-принудительных, так называемый естественный закон стал для нее обременительным. То же самое относилось и к определенному по содержанию требованию справедливости, которое связывало законодателя если не точно установленными целями, то в любом случае ориентацией на известные ценности, а значит, ограничивало выбор альтернатив в процессе нормативного творчества, мешало приводить законодательство и нормы права в соответствие с текущими экономическими потребностями господствующего класса и политической конъюнктурой, сложившейся в пользу данного класса. На место концепций справедливости, направленных на предотвращение законодательного произвола и деспотизма правящих верхов, пришли теории, направленные совсем на иное, а именно на то, чтобы исключить «произвол» лиц, подчиненных законам, добиться от граждан повиновения праву независимо от его социальной и нравственной ценности. С содержательной справедливости акцент постепенно перемещался на формальную.

googlebuzz Формальная справедливость
googleplus Формальная справедливость
livejournal Формальная справедливость
mailru Формальная справедливость
odnoklassniki Формальная справедливость
yandex Формальная справедливость
bur12 bur11 bur10 bur32

© 2013. Все права защищены.