Выход из противоречия

bur124 Выход из противоречияВыход из противоречия, казалось, был найден на путях кантианской философии и неокантианства, развивавших идею дуализма сущего и должного, параллельного развертывания в мире двух не сводимых друг к другу сфер — эмпирической и нормативной. В зеркале этой философии, приверженцами которой оказались многие буржуазные либералы, справедливость предстает как ценностная, нормативная категория, принадлежащая к миру должного. Она была, иначе говоря, оттеснена от действительности и вследствие этого, естественно, утратила какую-либо «ответственность» за состояние последней. Приведем характерное в этой связи высказывание:      «В теоретико-познавательном       отношении

прежде всего выясняется, что справедливость не принадлежит к сфере фактов, она не является эмпирическим понятием. Опыт учит, что жизнь, бытие не демонстрируют справедливости там, где мы этого ждем. Отсюда следует, что справедливость есть идея, норма, требование, суждение, обязанность, добродетель, ценность, а именно высшая, абсолютная, вечная ценность. Чисто эмпирический в этом смысле путь так же мало продвигает нас к сущности справедливости, как и чистая онтология, ибо справедливость принадлежит не к сущему, а к должному» .

Если последовательно придерживаться этих теоретикопознавательных установок, то можно прийти лишь к одному— пессимистическому взгляду на общественную жизнь н историю. Восприняв от кантианства внешне как будто бы правдоподобное объяснение того, почему социальная действительность несправедлива, почему она сплошь и рядом не поддается корректировке на основе идеалов справедливости, либеральная идеология вместе с тем получила ограниченный взгляд на возможности эмпирической сферы, приобрела склонность к мировоззренческому пессимизму.

Справедливость, считает философ права Алоиз Трол — лер, — это не то, что происходит, а то, что должно происходить . Ее ведущий принцип «воздай каждому свое» невозможно осуществить на практике, потому что очень трудно установить, что является «своим» для каждого лица. «Богатства мира никогда еще не распределялись «справедливо», способности и действия индивидов никогда не вознаграждались равным образом и, в частности, индивидуальная свобода никогда совершенно не разделялась среди людей» . Не-

осуществимый в реальной жизни справедливый порядок может быть только идеальным состоянием.

googlebuzz Выход из противоречия
googleplus Выход из противоречия
livejournal Выход из противоречия
mailru Выход из противоречия
odnoklassniki Выход из противоречия
yandex Выход из противоречия
bur11 bur12 bur32 bur09

© 2013. Все права защищены.