Докапиталистическое прошлое

bur119 Докапиталистическое прошлоеОбращая свои взоры на докапиталистическое прошлое Р. Нисбет рекомендует восстановить «интеллектуально попранное» достоинство класса, ранга, имущественного состояния, призывает государство передать часть своих функции местным общинам и семейным союзам, децентрализовать государственную власть. Западногерманские консерваторы, например Г. Кальтенбруннер, напротив, возлагают все надежды на сильное государство как некую сдерживающую, дисциплинирующую силу в отношении аморфного, потерявшего ориентиры, расползающегося во все стороны общества. Но в любом случае общественный порядок и гармония, утраченные на либерально-демократическом, эгалитарном пути развития, ассоциируются с необходимостью восстановления старых и создания новых неравенств, иерархий, элит, упорядочивающих общество, в котором все люди находились бы в «крепостной зависимости» от своей группы, подобно тому как в средневековый период истории человечества индивиды были фатально прикованы к своей общине, корпорации, гильдии, цеху и т. д. Было бы неплохо, с точки зрения многих консерваторов, освятить все эти новые иерархии авторитетом бога, придать им сакрально-мистическое значение и соответствующий смысл. Примечательно, что подобные настроения проникли в американскую социологическую литературу, для которой теологические парадигмы никогда раньше не были характерными.

Ирвинг Кристол, например, очень доволен капитализмом как общественной системой; буржуазия дала якобы хорошее и стабильное правление для современного индустриального общества. Капитализм, заявляет он, — «духовно усовершенствованная цивилизация», но многие его достоинства и успехи в интеллектуальном и психологическом освобождении душ привели к упрощению духовной субстанции человека, углубили разрыв между персональными ценностями и социальными институтами. Склонный к усреднению и ориентированный на посредственность, буржуазный строй освободил человека от того, от чего нельзя было его освобождать,— от веры в бога. Посредственность и массовость духовной жизни привели к тому, что она перестала быть адекватной «полному диапазону духовной природы человека, который предъявляет более чем посредственные требования к миру и удовлетворяется более чем посредственными ответами».

googlebuzz Докапиталистическое прошлое
googleplus Докапиталистическое прошлое
livejournal Докапиталистическое прошлое
mailru Докапиталистическое прошлое
odnoklassniki Докапиталистическое прошлое
yandex Докапиталистическое прошлое
bur10 bur09 bur11 bur12

© 2013. Все права защищены.