Собственная личность

bur87 Собственная личностьУже в догосударственном, т. е. природном, состоянии, утверждал Локк, «человек, будучи господином над самим собой и владельцем своей собственной личности, ее действий и ее труда в качестве такового заключал в себе самом великую основу собственности…». Эта основа, по Д. Локку, есть высшее начало, оправдывающее бытие государства, орудия реализации человеческой свободы, т. е. собственности, ценность которой абсолютна и не может быть поставлена в зависимость от политического авторитета, государства. Напротив, подчеркивает он, «великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности».

Локк был выразителем чисто просвещенческой веры в благородство идеала, соединяющего в себе свободу и собственность, выводил понятие собственности из труда. При этом речь у него идет не об абстрактном труде, вложенном в производство продукта, не об обезличенной категории политической экономии времен А. Смита и Д. Рикардо, а об индивидуальном труде как основе личного присвоения. По мнению Д. Локка, «каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав. Мы можем сказать, что труд его тела и работа его рук по самой природе вещей принадлежат ему. То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем — то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, — и тем самым делает это своей собственностью». Индивидуальный труд, затраченный на производство вещи, создает право собственности на эту вещь, возможность свободно распоряжаться ею и вместе с тем исключает правомочия других лиц на эту вещь. «Ведь поскольку этот труд является несомненной собственностью трудящегося, — писал он, — постольку ни один человек, кроме него, не может иметь права на то, к чему он однажды его присоединил…». Идея трудового происхождения индивидуальной собственности, несомненно, несет на себе отпечаток раннебуржуазных представлений и иллюзий, предполагает возможность осуждения эксплуатации чужого труда, поэтому позднейшие либертарные доктрины относились к ней равнодушно, а современные консервативные либертаристы и вовсе отказались от нее.

googlebuzz Собственная личность
googleplus Собственная личность
livejournal Собственная личность
mailru Собственная личность
odnoklassniki Собственная личность
yandex Собственная личность
bur12 bur11 bur32 bur10

© 2013. Все права защищены.