Эгоистический субъекту

bur88 Эгоистический субъектуОбратим внимание на то, что негативное понятие свободы, развиваемое Локком, как бы адресовано определенному типу личности, рациональному и довольно эгоистическому субъекту, который с помощью своих прав отгородился от всего мира. В современной консервативной литературе на Западе этот тип личности получил даже свое особое наименование — «экономический человек» (Homo economicus). Самая существенная черта последнего заключается не столько в том, что он сфокусирован на собственном интересе, добивается выгод и преимуществ, хотя бы и за счет других, сколько в способности независимо и компетентно вести все свои дела. В идеале этот человек полностью автономен и твердо стоит на собственных ногах. Никто лучше его самого не может знать, как решать его личные проблемы. Если избавить «экономического человека» от всякого принудительного воздействия извне, предоставить ему полную свободу выбора поведения, он будет действовать оптимально, стремясь сознательно или интуитивно к естественной эффективности. Нынешним либерта — ристам, как и Локку, понятие свободы представляется прежде всего негативным, не признающим внешних ограничений и помех для нормально развертывающейся человеческой деятельности. Свобода, разъясняет Ф. Хайек, принадлежит к понятиям, суть которых раскрывается через отсутствие чего-то противоположного им по смыслу: мир — это отсутствие войны, безопасность исключает опасность и т. д. Свобода же, согласно Ф. Хайеку, «описывает отсутствие особых препятствий, принуждения со стороны других людей. Она не обеспечивает нам каких-то особых возможностей, но предоставляет нам решать, как мы можем использовать обстоятельства, в которых находимся».

Таким образом, с точки зрения либертаристов, личность только тогда свободна, когда действует на основе самопро — мышления, самоудовлетворения, самообеспечения. «Экономический человек» у нынешних консерваторов либертарного толка — это почти анархическая личность, которая способна игнорировать не только государственное воздействие, но и по существу влияние всех сознательно организованных экономических и социальных процессов. Ф. Хайек, например, определяет условия человеческой свободы как «состояние, в котором индивидам позволено использовать свои собственные знания для своих собственных целей». Согласно взглядам американского философа Р. Нозика, свобода состоит в том, что, определяя свою жизнь, каждый индивид выступает автономным, ответственным и независимым от воли других, выражаемой в индивидуальной или коллективной формах. Свобода сливается у него с абсолютным правом личности на уникальную жизнь, правом человека на то, чтобы его ни к чему не принуждали и ни в чем не ограничивали.

googlebuzz Эгоистический субъекту
googleplus Эгоистический субъекту
livejournal Эгоистический субъекту
mailru Эгоистический субъекту
odnoklassniki Эгоистический субъекту
yandex Эгоистический субъекту
bur09 bur12 bur11 bur10

© 2013. Все права защищены.