Теоретические позиции

bur79 Теоретические позицииЕсли говорить в целом, то до недавнего времени считали, по крайней мере в США, что консерваторы отдают предпочтение свободе перед равенством, а либералы поступают наоборот. Сегодняшняя действительность вносит заметные коррективы в эту схему. Дело в том, что некоторые либералы сейчас перешли на теоретические позиции, мало чем отличающиеся от консервативных в данном вопросе. Не так уж давно американец Милтон Рокич пытался концептуально скоординировать эти две ценности — свободу и равенство — с различными общественно-политическими системами, утверждая, в частности, что режим, отвергающий и подавляющий как свободу, так и равенство, заслуживает того, чтобы называться фашизмом, что система, ставящая свободу выше равенства, есть капитализм; общественный строй, расценивающий одинаково высоко свободу и равенство,— это социализм, а безусловный приоритет равенства перед свободой означает коммунизм. Хотя данная попытка поставить характер той или иной общественной системы в жесткую зависимость от оценок свободы и равенства является упрощенной до примитивности и не имела особого успеха, она выражала либеральный взгляд на известную ценностную совместимость свободы и равенства и вытекающее отсюда возможное единство процессов либерализации и эгалитаризации общества.

Нынешние американские либералы, лишь в общем признавая связь свободы и равенства как ценностей одной и той же общественной системы, подчеркивают противоречивость, или, как они говорят, напряженность, данной связи. По мнению исследователей истории англо-американского либерализма, свобода и равенство «становятся несовместимыми понятиями, если каждое из них довести до предела. Тотальная свобода может разрушить равенство… Тотальное равенство может разрушить свободу. Обе крайности могут разрушить творческое напряжение между двумя понятиями, напряжение, которое позволяет либерализму приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам». В отличие от эгалитаристов умеренные либералы, говоря о равенстве, имеют в виду не выравнивание результатов общественного распределения, вознаграждений и т. д., а равные возможности индивидов осуществлять свободу и собственный выбор. Самое радикальное, к чему приводит такая позиция,— это требование сократить, уменьшить крупные неравенства в богатстве и статусе лиц, освободить человека от страха перед неравенствами.

googlebuzz Теоретические позиции
googleplus Теоретические позиции
livejournal Теоретические позиции
mailru Теоретические позиции
odnoklassniki Теоретические позиции
yandex Теоретические позиции
bur10 bur09 bur12 bur32

© 2013. Все права защищены.