Философская антропология

bur19 Философская антропологияОпределенные, четко видимые различия между рассматриваемыми идеологическими и социальными течениями лежат в сфере философской антропологии и связаны с противоположными позициями соответствующих идеологов по вопросам сущности, места и роли человека в универсуме. Со времен Просвещения либеральные доктрины развивались в русле абстрактного буржуазного гуманизма, как правило, идеалистических представлений об отношении человека к миру. Хотя творческое универсальное начало в указанных доктринах ассоциировалось не с действительной сущностью общественного человека, а с неким выделенным из него и гипостазированным разумом или с отвлеченной, метафизически трактуемой природой человека, существенной тут была мысль о том, что человеческому сознанию принадлежит право на свободное и активное бытие в мире, право воздействовать на жизнь. Человек (или его разум) находится на самом верху мироздания, он суверенен как мыслящее существо и как таковой свободен. Просвещенческий гуманизм, которым в сущности пропитаны многие либеральные доктрины, был весьма оптимистичным в оценке способностей человечества к прогрессу и проникнут своеобразной верой в прогресс на основе разума, науки и знаний.

Мировое развитие, с точки зрения консерваторов, направляется глубоко скрытой от людей, непостижимой, имманентной логикой; все предписано и предопределено высшим творческим началом — божественной волей или какой-либо иной столь же авторитетной инстанцией. Человек—малая и скромная частичка мира, его природа постоянно пребывает такой, какой создана изначально, т. е. ограниченной, несовершенной, раздваивающейся между добром и злом, отягощенной бесконечными противоречиями и пороками. Господствует в универсуме не разум человека, а провидение; мир открывается людям не посредством знаний и науки, а через откровение, интуицию, которой творец наделяет лишь немногих избранных лиц. Сами консерваторы, отличающиеся, как правило, невероятно высокомерным тоном и пренебрежительным отношением к социальным проблемам, полагают, что говорят от имени высшего творческого начала, отстаивают жизнь такой, какой она всегда была, есть и будет. Сознание человека должно подчиняться вечным императивам, принять абсолютные ценности, господствующие в мире, — таковы условия, характеризующие консервативное решение проблем свободы личности.

googlebuzz Философская антропология
googleplus Философская антропология
livejournal Философская антропология
mailru Философская антропология
odnoklassniki Философская антропология
yandex Философская антропология
bur09 bur12 bur11 bur32

© 2013. Все права защищены.